Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Казань, ул. Кремлёвская, д.14
Адрес прокуратуры Республики Татарстан

Вопросы и ответы

Вопросы и ответы
1. О признании родственника недееспособным
Вопрос
Вопрос: «Можно ли признать близкого родственника недееспособным, если лицо перестало ориентироваться в пространстве, узнавать родных и близких в силу психического заболевания? Что нужно прикладывать к такому заявлению? Обязательно ли совместное проживание с недееспособным лицом для обращения в суд?»


Ответ

Ответ:
Согласно ч. 1 ст. 29 Гражданского кодекса РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над этим лицом устанавливается опека.
Из содержания ч. 2 ст. 281 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что признание гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания.
В силу ст. 282 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими.
К таким обстоятельствам могут быть отнесены, в том числе, показания родственников, свидетелей, иных лиц, медицинские справки и иные доказательства, которые следует приложить к заявлению в суд.
Кроме того, согласно ст. 283 ГПК РФ при подготовке к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина суд назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу.


Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 12.09.2019


2. О проведении контрольных закупок
Вопрос

Какие органы государственного контроля (надзора) вправе проводить контрольные закупки? Требуется ли согласование на их проведение?



Ответ

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» исчерпывающий перечень органов государственного контроля (надзора) наделен полномочиями по проведению контрольной закупки.

Такими органами являются Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор), и Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее – Госалкогольинспекция).

Контрольная закупка, проводимая Госалкогольинспекцией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для внеплановых выездных проверок, проводится по согласованию с органами прокуратуры.

Однако контрольная закупка продукции, проводимая Роспотребнадзором при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть проведена незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

Данное мероприятие по контролю также может проводиться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения при осуществлении государственного контроля за обращением медицинских изделий и в сфере обращения лекарственных средств, а также Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при осуществлении государственного надзора в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения. Контрольные закупки проводятся незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

Отдел № 2 по надзору за соблюдением прав предпринимателей. 02.09.2019


3. О праве на получение наследства
Вопрос

Моя мама была лишена родительских прав. По решению органа опеки и попечительства  я был передан на воспитание в приемную семью. Сейчас мне исполнилось 18 лет. Недавно мне стало известно, что мама умерла. У нее в собственности имеется однокомнатная квартира. Имею ли я право на получение наследства. Других наследников не имеется.




Ответ

Согласно ст. 1142 ГК РФ, дети являются наследникам первой очереди.

В соответствии с п. 4 ст. 71 Семейного кодекса РФ, ребенок, чьи родители или один из них лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им. У него также есть имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

На основании п. 3 ст. 74 Семейного кодекса РФ, ребенок, в отношении которого родители или один из них ограничены в родительских правах, также сохраняет право на получение наследства.

Кроме того, ребенок, переданный на попечение, также сохраняет право на наследование за родителем, лишенным родительских прав. В этом случае законный представитель подопечного должен обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не позднее шести месяцев с момента смерти наследодателя (ст. ст. 1153, 1154 ГК РФ).

Таким образом, Вы имеете право на получение наследства после смерти матери, которая была лишена родительских прав.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. 23.08.2019


4. О восстановлении родительских прав
Вопрос

Каким образом можно восстановить родительские права?



Ответ

Согласно ст. 72 Семейного Кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них). Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка; восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса).

В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении в родительских правах суд направляет выписку из такого решения суда в орган ЗАГС по месту государственной регистрации рождения ребенка.

 

Прокуратура Тюлячинского района. 02.08.2019


5. дела о лишении родительских прав
Вопрос

Как происходит лишение родительских права?



Ответ

В соответствие со ст. 70 Семейного Кодекса Российской Федерации: лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган ЗАГС по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Прокуратура Тюлячинского района. 02.08.2019


6. О лишении родительских прав
Вопрос

В каких случаях суд принимает решение о лишении родительских прав?



Ответ

Причины, по которым родители подлежат лишению прав в отношении своих детей, указаны в ст. 69 Семейного Кодекса Российской Федерации, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Достаточно одного из перечисленных оснований для принятия су

дом решения по делу о лишении родительских прав. 

Прокуратура Тюлячинского района. 02.08.2019


7. Об оформлении карты "Мир"
Вопрос

В феврале 2019 года я родила ребенка, в связи с чем в июне этого же года обратилась к работодателю о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако мне сказали, что для этого необходимо оформить карту «Мир», хотя у меня имеется банковская карта иной платежной системы. Законны ли требования организации?



Ответ

В соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» кредитные организации при осуществлении операций с выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обязаны зачислять выплаты на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием карт «Мир».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11.04.2019 № 419«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2018 №1466», с 01.05.2019 государственные пособия гражданам, имеющим детей, установленные ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в обязательном порядке зачисляются на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием карты «Мир».

Однако для застрахованных граждан, которым по состоянию на 01.05.2019 осуществлялись выплаты страхового обеспечения, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, могут продолжать осуществляться после 01.05.2019 по реквизитам банковского счета, операции по которому осуществляются с использованием платежных карт, не являющихся картами «Мир», до завершения страхового случая либо истечения срока действия платежной карты, но не позднее 01.07.2020.

При этом в соответствии с Законом № 161-ФЗ выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2019 № 419 также зачисляются на банковские счета получателей, не предусматривающие осуществление по ним операций с использованием каких-либо платежных карт, либо через организации почтовой связи.

 

 

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. 02.08.2019


8. Об увольнении
Вопрос


Ответ

Вопрос: Можно ли предложить работнику уволиться самому в качестве альтернативы увольнения по статье?

Ответ: В суде рассматривался спор по иску работника о признании незаконным увольнения по собственному желанию и восстановлении на работе. Работник в обоснование своей позиции ссылался на дискриминацию со стороны работодателя. Якобы тот постоянно искал повод для увольнения работника и когда, наконец, застал его на работе с "остаточными признаками алкогольного опьянения" предложил работнику уволиться по собственному желанию под угрозой увольнения по статье. Испугавшись "унизительной записи" в трудовой книжке, работник согласился уволиться сам, хотя на самом деле не имел такого желания. Но в дальнейшем решил обратиться в суд, посчитав действия работодателя принуждением к увольнению.

Однако суд счел факт понуждения со стороны работодателя к составлению и подаче заявления об увольнении по собственному желанию недоказанным. Установление работодателем факта появления работника на работе в состоянии алкогольного опьянения, истребование объяснений не являются доказательством наличия порока воли работника при подаче заявления и принудительном характере увольнения. Попытка избежать увольнения по порочащим основаниям путем использования права на подачу заявления об увольнении по собственному желанию сама по себе не может являться подтверждением оказания давления на работника со стороны работодателя. (Апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 07 мая 2019 г. по делу N 33-2771/2019).

Елабужская городская прокуратура. 17.07.2019


9. О расторжении трудового договора по инициативе работодателя
Вопрос


Ответ

Вопрос: в декабре 2018 я уволен с места работы на основании п. 5 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Ранее, в 2018 году, приказами работодателя, я был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, за нарушение трудовой дисциплины. В последующем мной допущен прогул я отсутствовал на рабочем месте 1 час, работодатель обобщил указанные приказы и уволил меня по вышеуказанным основаниям, хотя отсутствовал на рабочем месте менее 4 часов и грубых нарушений не допускал.

Ответ: согласно пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 33, 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при разрешении споров лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания. Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к увольнению, в действительности имело место и могло являться основанием для расторжения трудового договора и что работодателем были соблюдены предусмотренные ст. 193 ТК РФ сроки применения дисциплинарного взыскания.

При этом правового значения не имеет тяжесть совершенного проступка.

 

 

 

 



10. О возмещении вреда, причиненного несовершеннолетним
Вопрос


Ответ

Вопрос: на детской площадке возле дома № 13 по ул. Меридианная г. Казани между моим сыном Артуром (14 лет) и его другом Арсеном (15 лет) произошел конфликт, в результате которого последний сломал руку моему сыну.  Мои расходы на лечение Артура составили 11341 руб. 32 коп. Могу ли я возместить причиненный мне ущерб в судебном порядке? Кто будет являться ответчиком?

 

Ответ: в соответствии с ч. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

В силу ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Обязанность родителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

С учетом изложенного, Вы вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненного ущерба к Арсену, а также к его родителям, которые несут ответственность за причиненный несовершеннолетним вред в случае отсутствия у него доходов или иного имущества.

Данные обстоятельства подлежат установлению судом в ходе разбирательства по гражданскому делу.

Также сообщаю, что согласно ст. 45 ГПК РФ дела о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, рассматриваются с обязательным участием прокурора, который дает заключение по существу спора.

 

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 11.07.2019


11. О проведении повторной генетической экспертизы
Вопрос


Ответ

Вопрос: в марте 2019 года моя соседка Ирина обратилась в Кукморский районный суд с заявлением об установлении моего отцовства в отношении ее несовершеннолетней дочери Алины. Суд назначил по делу генетическую экспертизу в частной клинике г. Казани. С положительным заключением эксперта я не согласен, поскольку оно является неполным и необоснованным. Возможно ли проведение по делу другой экспертизы в государственном учреждении? Если да, то каким образом можно это сделать?

 

Ответ: в силу ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Согласно ст. 87 ГПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.

С учетом изложенного, Вы, до рассмотрения данного дела по существу, вправе обратиться в районный суд с ходатайством о назначении дополнительной или повторной экспертизы в государственном учреждении, изложив в нем мотивы о несогласии с ранее данным заключением эксперта.

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. 

В случае несогласия с принятым по делу судебным актом, Вы вправе обжаловать его в Верховный Суд Республики Татарстан в порядке, предусмотренном гл. 39 ГПК РФ.

 

 

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 11.07.2019


12. Ожидаются ли какие-либо дополнительные возможности подачи обращений в связи с цифровой трансформацией органов и организаций прокуратуры Российской Федерации?
Вопрос


Ответ

Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.20106 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право граждан на обращение, в частности граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Подать обращение можно непосредственно на личном приеме должностному лицу соответствующего органа, а также направив посредством почтовой связи, либо в форме электронного документа через официальный сайт того или иного органа. 

Эти же требования к рассмотрению обращений закреплены в ст. 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации и отражены в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 №45«Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

В настоящее время совершенствование информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, активизация деятельности в области информатизации позволяет эффективнее воспользоваться правом на обращение в органы прокуратуры.

Начиная с 29.03.2019 в органах прокуратуры в целях совершенствования организации предоставления гражданам и юридическим лицам возможности подать обращение и записаться на прием, введено в эксплуатацию программное обеспечение, реализующее предоставление функции подачи обращения и записи на прием в электронной форме с использованием личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг".

Таким образом, реализовать право на обращение в органы прокуратуры можно, кроме указанных выше способов, также через "Единый портал государственных и муниципальных услуг".

 

 

 

 

 

Старший помощник прокурора по рассмотрению обращений и приему граждан . 18.06.2019


13. Может ли суд рассмотреть административное дело об установлении административного надзора в порядке упрощенного производства?
Вопрос

Может ли суд рассмотреть административное дело об установлении административного надзора  в порядке упрощенного производства?



Ответ

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства регламентируется главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следует иметь ввиду, что административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем, административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд (п. 7 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), в связи с чем, дела данной категории рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства не подлежат.

В соответствии со ст. ст. 39, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по делам связанным с административным надзором.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 14.06.2019


14. Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за оставление родителями ребенка в опасности?
Вопрос


Ответ

1. Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В соответствии со ст. 77 СК РФ, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, предусмотрена административная ответственность ст. 5.35 КоАП РФ, которое влечет административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

3. Кроме того, ст. 125 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, исправительные работы на срок до одного года, принудительные работы на срок до одного года, арест на срок до трех месяцев, лишением свободы на срок до одного года.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. 11.06.2019


15. Как выселить из квартиры нанимателей жилого помещения, не оплачивающих коммунальные услуги по договору социального найма?
Вопрос

Как выселить из квартиры нанимателей жилого помещения, не оплачивающих коммунальные услуги по договору социального найма?



Ответ

В соответствии с положениями п. 1 ч. 4 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев.

В силу п. 1 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 90 Жилищного кодекса РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность выселения нанимателя не исполняющего обязанности по договору социального найма.

Согласно п.3 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ по делам о восстановлении на работе прокурор вступает в процесс и дает заключение.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 03.06.2019


16. О восстановлении в родительских правах
Вопрос

В январе 2019 года я была лишена судом родительских прав в отношении двоих детей за невыполнение обязанностей родителя. Дети переданы под опеку моей старшей сестре. Могу ли я восстановиться в родительских правах? Если да, то куда мне нужно обратиться?



Ответ

Согласно ст. 70 Семейного кодекса РФ, родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

С учетом изложенного, Вы вправе обратиться в суд с иском о восстановлении в родительских правах и возврате детей, представив доказательства, подтверждающие изменение Вашего поведения, образа жизни и отношения к воспитанию детей.

По данному делу также примет участие прокурор, который даст заключение по существу спора.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 03.06.2019


17. Может ли суд рассмотреть административное дело об установлении административного надзора в порядке упрощенного производства?
Вопрос

Может ли суд рассмотреть административное дело об установлении административного надзора в порядке упрощенного производства?



Ответ

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства регламентируется главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следует иметь ввиду, что административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем, административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд (п. 7 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), в связи с чем, дела данной категории рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства не подлежат.

В соответствии со ст. ст. 39, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по делам, связанным с административным надзором.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. 03.06.2019


18. Вправе ли работодатель после написания работником заявления об увольнении по собственному желанию заставить отработать две недели?
Вопрос

Вправе ли работодатель после написания работником заявления об увольнении по собственному желанию заставить отработать две недели?



Ответ

В силу статьи 80 Трудового кодекса РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу.

Прокуратура Тетюшского района. 14.05.2019


19. Обязаны ли родители оплачивать своё нахождение в лечебном учреждении, ухаживая за ребенком?
Вопрос

Обязаны ли родители оплачивать своё нахождение в лечебном учреждении, ухаживая за ребёнком?



Ответ

Законодатель даёт однозначный ответ на данный вопрос: один из родителей, иной член семьи или иной законный представитель ребенка имеет право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ребенку медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний (например, если состояние ребенка требует постоянного ухода) плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (ч. 3 ст. 51 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Указанное право может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях.

При этом ребенком, на основании п.1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Прокуратура Тетюшского района. 14.05.2019


20. О материнском капитале
Вопрос

Мы с мужем являемся гражданами Российской Федерации, но постоянно проживаем за пределами РФ. В 2016 году у нас родился второй ребенок, имеем ли мы право на материнский капитал?



Ответ

Материнский (семейный) капитал - это одна из мер государственной поддержки семей с детьми, которая обеспечивает возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ право на получение материнского капитала имеют женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007; женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала;

При этом право на материнский капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей) (ч. 7 ст. 3 Федерального закона).

Важным условием возникновения права на материнский капитал является наличие гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого связано возникновение этого права (ч. 1 ст. 3 Федерального закона).

Таким образом, при рождении 01.01.2007 и позднее второго ребенка, также имеющего гражданство Российской Федерации, мать ребенка имеет право на предоставление материнского (семейного) капитала.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. 21.04.2019