Послереволюционный период

Прокуратура Татарстана в послереволюционный период

За всю историю существования органов прокуратуры в России были периоды, когда прокуратура как ведомство прекращало свое существование. Первый раз это произошло при Екатерине I, которая проводила политику сосредоточения фактической власти в руках аристократии. Тогда надзорные учреждения были упразднены, а функция надзора передана Верховному Тайному совету.

Второй раз прокуратура оказалась ликвидированной почти сразу же после победы Великой Октябрьской революции. Но вскоре стало очевидным, что у молодой советской власти нет действенной альтернативы уже наработанной системе прокурорского надзора. Поэтому-то спустя некоторое время уже тяжело больной В.И. Ленин настоял на возрождении прокуратуры и подчеркнул, что необходимо воссоздать ее уже как централизованный орган.

Таким образом, возродившаяся «Фениксом из пепла» прокуратура заняла важное место в государственной системе обеспечения соблюдения законности и охраны правопорядка.

Возникший в момент создания прокуратуры России спор о правах прокурора был решен В. И. Лениным категорично - прокурор отвечает за то, чтобы акты государственных органов не расходились с законом, и только потому прокурор имеет право и обязан опротестовать всякие незаконные акты органов управления том числе губисполкомов.

Штат органов прокуратуры до середины 40-х годов был весьма ограниченный. В районах работали, как правило, прокурор и один следователь, а в отделах прокуратуры республики было лишь от 2 до 5 оперативных работников. Имеющих высшее образование было не более 25-30% штатной численности.

В 30-х годах уровень преступности в республике был довольно велик, основное внимание прокуроров и следственных органов было направлено на борьбу с растратами, кражами государственного и общественного имущества, спекуляциями, нарушениями правил торговли, злоупотреблениями, халатностью должностных лиц и др. В 1924-1926 годах расследовались отдельные уголовные дела по обвинению нэпманов-торговцев за саботаж (закрытие магазинов). Для следователей нагрузка была значительной. Например, на 14 июля 1938 года в производстве двух следователей прокуратуры Бауманского района г. Казани было 243 уголовных дела, а у прокурора - 330 неразрешенных жалоб и заявлений. На 7 августа 1937 года в прокуратуре Бондюжского района имелось в расследовании 90 уголовных дел.

Партия большевиков цепко держала в своих руках все институты власти, в том числе и органы прокуратуры. С весны 1937 года начались массовые аресты, как по всей стране, так и по Татарской АССР, работников партийных, советских органов, общественных предприятий, рабочих и колхозников. Об этих незаконных действиях работников организаций, следствия знали руководители НКВД ТАССР. Более того, они сами нередко организовывали и принимали непосредственное участие в избиении арестованных во время допроса. Так, при расследовании в конце 1939 года дела по обвинению наркома внутренних дел ТАССР Михайлова В. И. и его заместителя Шелудченко М. Н. было установлено, что они санкционировали необоснованные массовые аресты и давали указания подчиненному аппарату на проведение следствия извращенными методами, вымогая вымышленные показания, применяя и поощряя фальсификацию дел и создавая мнимые контрреволюционные формирования.

Можно понять, почему бывший народный комиссар юстиции, он же прокурор республики Мавлюд Усманов через два месяца после ареста обратился с письмом к наркому внутренних дел Михайлову с признанием, что он вел враждебную деятельность в системе органов юстиции Татарстана. Все показания Усманова — самооговор.

31 августа 1937 года был арестован и заместитель прокурора ТАССР Муратов Салих Хафизович, 1898 года рождения, происходящий из рабочих Бондюжского химзавода. В один из январских дней 1938 года Муратов был доставлен в кабинет заместителя наркома НКВД Шелудченко, где был «доведен» до такого состояния, что не только «признал» свою вину, но и назвал еще 18 фамилий работников прокуратуры, которые, якобы, были им вовлечены в контрреволюционную организацию.

Всего было репрессировано 44 работника органов юстиции Татарстана, в том числе 24 работника прокуратуры. В их числе:

— Бывший прокурор республики Богаутдинов Г.— расстрелян,

— Бывший прокурор республики Палютин Х. — расстрелян,

— Бывший прокурор республики Филиппов В. — расстрелян,

— Бывший прокурор республики Усманов М. — расстрелян,

— Бывший прокурор республики Лейбович Е. — осужден к 7 годам,

— Заместитель прокурора республики Муратов С. —расстрелян,

— Семь начальников отделов прокуратуры республики — из них 2 расстреляны (Фаизов Ш. , Мусин С.).

— Одиннадцать прокуроров районов.

Отсюда видно, что это была большая, порой насыщенная трагическими событиями история. В ней, как в жизни человека, были и взлеты, и падения. Случалось, прокуратуру отодвигали на задворки общественной жизни, а затем она вновь занимала ведущие позиции.

Прокуратура в те годы повседневно занималась осуществлением надзора за законностью в органах государственного управления, на промышленных предприятиях, в организациях, совхозах и колхозах. Тогда велась решительная борьба с администрированием, незаконными штрафами, нарушениями трудового законодательства, колхозного устава, поборами в колхозах и т. д.

Для выявления нарушений законности были выработаны методы - получение сигналов, личные проверки прокурора. На предприятиях, в организациях и колхозах были созданы группы содействия прокуратуре (ГСП), наподобие групп народного контроля, существовавших в 70-х годах, которые также помогали вскрытию распространенных нарушений.

Для пресечения выявленных нарушений прокуроры широко пользовались правом принесения протестов в порядке общего надзора с требованием отменить незаконные акты и действия; а на предмет устранения причин, порождающих нарушения, вносились представления. Конкретные нарушители законности из числа работников госучреждений, предприятий и организаций привлекались к дисциплинарной ответственности по постановлениям прокуроров. Эти акты прокурора рассматривались в течение установленных сроков.

В республике за год на факты нарушения законности приносилось не менее 1300-1500 протестов и вносилось столько же представлений.

Качество и эффективность этих прокурорских актов систематически изучались, обобщались в аппарате прокуратуры республики и в обзорах, письмах отмечались инициатива прокуроров, грамотность их документов.

По показателям общенадзорной работы в те годы прокуратура Республики Татарстан, как в союзной, так и в Российской прокуратуре, находилась на хорошем счету.

До 70-х годов органы прокуратуры были очень плохо обеспечены материально. Заработная плата прокуроров и следователей была самая минимальная. Служебные помещения прокуратур во многих районах состояли из одной – двух комнат, отапливались дровами, на весь коллектив имелась одна лошадь, даже конюх для прокуратуры в штатных расписаниях предусматривался лишь как 0,5 единицы, то есть напополам с другими организациями, например, с судом. На хозяйственные и канцелярские расходы и для приобретения фуража выделялась мизерная сумма. Неудивительно, что отдельные райпрокуроры свою лошадь временно передавали в другие организации для прокормления. Форменная одежда для прокурорских работников была введена лишь в 1943 году, благодаря настойчивости генерала В. Бочкова, назначенного накануне на должность прокурора Союза ССР.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что на состояние материальной обеспеченности органов прокуратуры со стороны государства не обращалось должного внимания, и это отрицательно повлияло на деятельность по осуществлению надзора за законностью.

Приход на должность прокурора Республики Татарстан Н.В. Жогина, работавшего до 1958 года прокурором Таджикской ССР ознаменовал новый этап в истории нашей прокуратуры. Его активная деятельность по восстановлению самостоятельности прокуратуры в сочетании с оперативным разрешением серии актуальных уголовных дел постепенно, шаг за шагом, укрепили авторитет прокуратуры. К органам прокуратуры в Татарстане, к их процессуальным предложениям и требованиям по укреплению законности должностные лица республиканских и районных органов стали относиться с уважением. Н.В. Жогина, ушедшего на высокий пост - заместителя Генерального прокурора СССР, в начале 1961 года заменил И.Х. Хамидуллин, имевший огромный авторитет и опыт работы в руководящих и партийных органах в Татарстане. Деятельность И. X. Хамидуллина, не менее смелого, инициативного и требовательного руководителя, как и его предшественника, окончательно закрепила престижное положение прокуратуры. В этот период аппарат прокуратуры перешел в новое помещение, все районные прокуроры были обеспечены автотранспортом, техническими средствами для раскрытия и расследования преступлений.

Улучшился и подбор кадров. На работу пришли подготовленные, грамотные юристы, и это обеспечило деловитость, смелость в решении задач по борьбе с преступностью и нарушениями законности. Работники МВД и судов почувствовали усиление прокурорского надзора за следствием и законностью судебных актов. Следственный отдел прокуратуры республики в те годы один за другим возглавляли такие грамотные, инициативные и опытные кадры, фронтовики, как Виктор Щербаков. Игнат Коваленко, Алексей Радионов, Николай Ковалев. Важнейшие дела расследовали такие маститые следователи, как Борис Гершанов - большой специалист по раскрытию хищений, Николай Ичковский - гроза убийц. Нельзя забывать заслуги и нашего криминалиста Нурмухамета Ямалиева, игравшего ведущую роль в раскрытии многих опасных преступлений. Этот отдел был укомплектован и сильными прокурорами в лице Рафаэля Мугинова, Шанса Галимова, Вильсура Камалетдинова. Видимо, не случайно, работники МВД и Верховного суда с трепетом говорили, что в прокуратуре республики следствием руководит «могучая кучка».

Действительно, в тот период раскрываемость преступлений в республике составляла 90-95%, из тяжких преступлений нераскрытыми оставались единицы. Эти дела находились на особом учете и контроле.

Настрой, заложенный старшим поколением прокуроров, как в аппарате, так и районах сохраняется и поныне.

Задачи органов советской прокуратуры до 90-х годов прошлого века определялись Законом о прокуратуре СССР, приказами, указаниями Генерального прокурора СССР.

В эти годы в республике шла кипучая созидательная работа. Бурными темпами развивалась нефтяная промышленность: в течение, например, семи лет, страна ежегодно получала из недр Татарстана по 100 и более миллионов тонн нефти.

Вступали в строй один за другим крупнейшие нефтяные, нефтехимические предприятия, строительные организации. Наконец, в 1969 году началось строительство гигантского комплекса заводов - КамАЗ. В эти же годы строились Заинская ГРЭС и Камская ГЭС.

Со всего Союза по путевкам комсомола в нашу республику на эти стройки приехали сотни тысяч людей.

Поэтому под повседневным контролем Прокуратуры, МВД и судов республики находились вопросы укрепления правопорядка и общественной безопасности в городах Казани, Альметьевске, Нижнекамске, Бугульме, Лениногорске, Заинске, Азнакаево, Набережных Челнах, Зеленодольске, Чистополе и др.

Сложность и многообразие задач, стоящих перед прокуратурой требовали от нас постоянного поиска и совершенствования организации работы, внедрения наиболее оптимальных форм и методов. Прокуратура республики стремилась к повышению оперативности, четкости и культуры в работе, творческого подхода к исполнению своих обязанностей.

Постоянное внимание уделялось координации деятельности правоохранительных органов. Во всех городах и районах действовали координационные советы органов прокуратуры, милиции и суда, На заседаниях координационных советов рассматривались наиболее злободневные проблемы, по всем обсуждавшимся вопросам принимались конкретные решения и их исполнение контролировалось.

Многие городские и районные прокуроры стали более эффективно осуществлять надзор за соблюдением законности. Они свою работу оценивали с критических позиций, настойчиво и принципиально добивались устранения недостатков и ошибок в своей деятельности.

В 1980 году по республике было зарегистрировано 22033 преступления, в т. ч. тяжких - 5729. Из них остались нераскрытыми 5.2% преступлений, в том числе - 3 умышленных убийства из 217, т.е. 1.7%.

В 1981 году было совершено 23896 преступлений, в т. ч. тяжких - 5749; остались нераскрытыми - 5.7 %, в т. ч. - 4 умышленных убийства из 211, т.е. 1.9%.

Основными причинами довольно высокого уровня преступности в республике были: слабая профилактическая работа со сторон трудовых коллективов, общественных организаций, правоохранительных органов, ненадлежащее исполнение законов о борьбе с пьянством, преступными проявлениями в семейно-бытовой сфере, рецидивной преступностью.

В эти годы примерно 35-40% преступлений совершались лицами в состоянии опьянения, 20-22% - ранее судимыми, 15-17% - нигде не работающими. 

Прокурорами районов и городов ежегодно производилось примерно 4-5 тысяч проверок исполнения законов, ими приносились 700-800 протестов, 2-2.5 тысяч представлений.

Генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко требовал от прокуроров республик, краев, областей, городов и районов усиления исполнением законов при рассмотрении уголовных и гражданских дел судами.

Задача состояла в том, чтобы повысить уровень государственного обвинения, его предупредительное и воспитательное воздействие, чтобы судебные ошибки в основном исправлять по кассационным протестам прокуроров, а не в надзорном порядке; чтобы злостные преступники, особенно рецидивисты, строго наказывались.

Прокуратура совместно с судебными органами анализировала карательную практику судов. Прокуроры обеспечивали поддержание государственного обвинения примерно по 60-62 % уголовных дел, в выездных судебных процессах рассматривались 16-17 % дел. И все - с участием прокуроров.

Практика применения судами мер наказания: к лишению свободы осуждались примерно – 55-60%; к исправительным работам – 20-25%; к условному наказанию - 5-6 %; к прочим мерам наказания – 10-15 %.

Прокуроры Московского, Советского, Тукаевского, Азнакаевского, Елабужского, Бавлинского. Арского, Нижнекамского и других районов активно принимали личное участие в судебных процессах, а незаконные приговоры судов отменялись или изменялись, как правило, по протестам прокуроров.

После Великой Отечественной войны, окончания юридической школы и института в прокуратуру пришли бывшие фронтовики, и они в 60-80 годах составили цементирующий костяк прокурорско-следственных работников. В результате их самоотверженного труда с каждым годом и укреплялся авторитет прокуратуры республике во всем Советском Союзе, а далее и в Российской Федерации.

Примером жизненной стойкости, образцом служения закону является заслуженный и уважаемый пенсионер органов прокуратуры Республики Татарстан Валиев Абдулла Ханович. В этом году ему исполнилось сто лет! Из 65 лет трудового стажа более 39 лет он посвятил благородному делу защиты законности. Он начал свою трудовую деятельность в органах прокуратуры в августе 1935 г. прокурором Атнинского района ТАССР после окончания Казанского правового института.

В 1937 году в числе 27 оперативных работников прокуратуры Абдулла Ханович был арестован органами НКВД и обвинен в участии в правотроцкистской организации. Но в этом же году он был реабилитирован и восстановлен в должности.

Абдулла Ханович - участник двух войн: Советско-Финской и Великой Отечественной. За ратные подвиги он был награжден орденами – «Красной Звезды», «Отечественной войны I степени», «Отечественной войны II степени», медалями – «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

По окончании военной службы Абдулла Ханович с января 1947 г. по июнь 1976 г. продолжил службу в должности начальника отдела общего надзора прокуратуры ТАССР, а позже – в должности заместителя прокурора ТАССР. Им воспитано не одно поколение прокурорско-следственных работников, которые с благодарностью вспоминают о нем.

За многолетнюю безупречную службу в органах прокуратуры он неоднократно поощрялся приказами Генерального прокурора Союза ССР, прокурора РСФСР и прокурора Татарской АССР. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР». Имеет большое количество других государственных и ведомственных наград.

Следует отметить, что не теряет прокуратура Республики Татарстан связи со своими ветеранами. Ежегодно приглашает на празднования «Дня прокурорского работника», «Дня Победы», «Дня пожилых людей», а тех, кто не может прийти - посещает на дому. Ветераны органов прокуратуры присутствуют при принятии присяги молодыми сотрудниками. Они вручают им книги своих воспоминаний и напутствуют – «следовать букве закона».

Ни одна профессия не может успешно существовать без преемственности кадров и надо воздать должное мастерству прокуроров отдела прошлых поколений, чей опыт, верность служению долгу, трудолюбие служат достойным примером нынешнему поколению работников.

 

Прокуратура Республики Татарстан сегодня…

 

Конечно, мир изменился – появились новые виды преступлений, (например, преступность в Интернете). Изменилось и законодательство. Стали более совершенными и методики раскрытия преступлений. Однако, накопленный веками опыт передается сотрудниками прокуратуры от поколения к поколению.

Целую плеяду профессиональных прокурорских работников воспитали Френкель М.С. , Камалов Х.Н., Шайхутдинов Ю.Т., Спиридонов К.Е., Мусин М.С., Зайцев С.П., Владимиров В.А., Метелин В.Г., Загидуллин Ф.Х., Багаутдинов Ф.Н., Камалетдинов В.Г., Ишмуратов Р.Г., Аскаров Р.А., Базин Ю.М., Аббасов А.А., Яруллина И.Н. и многие другие.

Прокуратура Республики Татарстан в настоящее время не испытывает недостатка в кадрах. Многие выпускники вузов республики (в республике 8 высших учебных заведений имеют юридические факультеты) стремятся работать в органах прокуратуры. На сегодняшний день в прокуратуре республики успешно используется институт общественных помощников из числа студентов вузов. Для них существует программа действий и требований.

В целях стимулирования повышения уровня профессиональной подготовки ежегодно прокуратура республики выбирает их своих сотрудников лучших по профессии.

Прокуратура Республики Татарстан гордится успехами своих сотрудников, способности которых были отмечены руководством Генеральной прокуратуры РФ. Сегодня они занимают руководящие  должности в центральном аппарате Генеральной прокуратуры РФ, управлении Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе, прокуратурах г. Санкт-Петербурга, Чувашской Республики и Республики Коми, Тюменской и Мурманской областей. Возглавляют Следственные управления Следственного комитета Российской Федерации в ряде субъектов России.

Не забывает прокуратура республики и о физическом здоровье своих сотрудников. Футбольная команда прокуратуры РТ - одна из сильнейших команд среди прокуратур в Приволжском федеральном округе. В 2012 году проведена первая Спартакиада прокуорских работников Татарстана по шести видам спорта. 

На сегодняшний день в прокуратуре Республики Татарстан созданы и функционируют два управления, 11 отделов, а также старшие помощники и помощники прокурора республики, обеспечивающие организацию работы по всем отраслям надзора и прокурорской деятельности.

Ежегодно прокурорами Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в Верховном суде РТ поддерживается государственное обвинение по 150 уголовным делам.

Практически по всем рассмотренным судом 2-й инстанции уголовным делам прокурорами управления даются кассационные заключения. В среднем каждый прокурор ежегодно изучает по 350-400 кассационных дел. На протяжении ряда последних лет эффективность кассационного опротестования является одной из самых высоких по Российской Федерации.

Большое внимание уделяется качественному рассмотрению обращений на вступившие в законную силу судебные постановления. Проверка жалоб, как правило, проводится с изучением уголовного дела и составлением мотивированного заключения с учетом изложенных в них доводов. В среднем каждый прокурор отдела разрешает около 150 жалоб, не считая представлений.

В рамках повышения качества и эффективности государственного обвинения и кассационного опротестования постоянно оказывается практическая помощь горрайпрокурорам, практикуется стажирование, проводятся учебно-методические семинары и ежегодные смотры-конкурсы, профессионального мастерства.

Татарстан – первый в России регион, где с конца 1990-х годов прошлого столетия смогли не только довести до судов дела так называемых организованных преступных группировок, но и, собрав убедительную доказательную базу, получить обвинительные приговоры каждому из участников этих преступных групп.

С начала 90-х годов криминальные сводки пестрели сообщениями о заказных убийствах, разборками между преступными группами за контроль над лакомыми участками зарождающегося в стране частного бизнеса. Как правило, все эти группировки вышли из «казанского феномена». Непокорных предпринимателей убивали и калечили, вынуждая остальных безропотно платить дань «крыше».

Тогда по решению руководства прокуратуры республики были созданы специализированные аналитические группы. Любое упоминание об участии в том или ином деле группировки и каждого ее члена в отдельности систематизировалось и вносилось в базу данных. А ведь тогда на территории Татарстана действовало примерно 1000 преступных групп, и во многих состояло по нескольку сотен бойцов. Изучалось все – взаимоотношения между главарями и их подчиненными, иерархия, роль каждого участника ОПГ в подготовки и проведении криминальных операций. Попутно изучались и уголовные дела, когда-либо возбужденные по фактам преступлений, инкриминируемых какой-либо преступной группе или ее активному участнику. Причем тщательнейшем образом изучались и те дела, по которым были вынесены обвинительные или оправдательные приговоры, и те, которые по каким-то причинам вовсе не дошли до судебного разбирательства.

Несмотря на усилия лиц, покровительствовавших этим преступникам, на предпринятые ими меры – попытки подкупа и угроз, все получили обвинительные приговоры.

Не менее важным аспектом является и организация общего надзора. Сегодня есть все основания утверждать, что прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет основу деятельности. Будучи ведущей и определяющей эта функция оказывает значительное влияние на реализацию других функций прокуратуры. Надзор за исполнением законов свободен от ведомственных и местнических влияний и поэтому объективно способствует укреплению российского государства, особенностью которого является огромная территория, многонациональность, различие культур и конфессий.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является укрепление государства, развитие федерализма, сохранение и развитие правового и экономического единства страны. Как отметил В.В. Путин: «У прокуратуры, как органа надзора, есть огромные возможности влиять на формирование нормотворческой правоприменительной практики в регионах Российской Федерации. Во многом благодаря настойчивости прокурорских работников удалось существенно зачистить правовое поле России от неконституционных или противоречащих федеральному законодательству нормативных актов. Однако, то, что мы с вами сделали в прошлом году лишь начало систематической и последовательной работы».

Прокуратура республики комплексно подходит к решению стоящих перед ней задач. В реализации основных мероприятий принимают участие различные отраслевые подразделения центрального аппарата.

Важное значение при планировании работы прокуратуры республики имеет анализ состояния законности, проводимый не только управлениями и отделами, но и аналитическими предметными группами, деятельность которых носит межотраслевой характер.

Для аккумулирования и обмена информацией используются возможности локальной компьютерной сети прокуратуры республики. Немаловажным источником информации о нарушениях законности, их характере и степени распространенности является анализ обращений граждан.

Периодически прокуратура республики информирует Президента, Государственный Совет Татарстана о состоянии законности в республике, предлагает те или иные меры по укреплению законности и правопорядка и организации борьбы с преступностью. С другой стороны, планы работы Государственного Совета и Кабинета Министров республики учитываются при планировании работы прокуратуры Татарстана. Важно, что задачи по укреплению законности и правопорядка являются общими для прокуратуры и руководства республики.

В Татарстане всегда было конструктивное взаимодействие прокуратуры с Аппаратом Президента, Государственным Советом, правоохранительными и иными органами государственной власти. Достаточно вспомнить, что именно благодаря этому слаженному сотрудничеству в Татарстане ранее, чем в других регионах и на федеральном уровне, увидел свет закон о противодействии коррупции. Кроме того, прокурору республики предоставлено право законодательной инициативы, то есть полномочие по внесению законопроектов на рассмотрение Государственного Совета республики.

В прокуратуре Республики Татарстан уделяют огромное внимание сохранению своей истории. В 2002 году здесь открыт первый в стране Музей истории прокуратуры, фонды которого насчитывают около тысячи экспонатов. В музее проводятся экскурсии, встречи со студентами юридических вузов, с ветеранами прокуратуры. 

В прокуратуре республики работает профсоюзная организация, которая занимается решением вопросов, начиная от организации досуга сотрудников вплоть до обеспечения нуждающихся жилплощадью. Два раза в год для прокурорских работников и членов их семей организовываются экскурсии по достопримечательным местам как Татарстана, так и соседних республик.  Прокуратура Татарстана много лет шефствует над двумя детскими домами республики. 

В последние годы многие городские и районные прокуратуры республики справили новоселья – переехали в совершенно новые, современные здания, а некоторые коллективы, сделали в своих рабочих помещениях ремонт, существенно улучшив условия труда.